shnor_yv (shnor_yv) wrote,
shnor_yv
shnor_yv

Предпринимателям пора в ВУЗы?

Закроем коммерческие ВУЗы и половину бюджетных, после этого качество образования сразу начнет повышаться!
“Даже закрывать не будем, просто отменим отсрочку от армии, и они сами закроются”, сказал Skype, голосом моего друга (для простоты назовем его «резидент»), который сейчас в Москве работает в министерстве образования, и в составе рабочей группы выковывает план решительных реформ системы высшего образования в России.
Очевидный разрыв логики в этой фразе никак не дает мне покоя. Может ли ликвидация ВУЗов улучшить качество образования? Ведь эта инфраструктура выстраивалась десятки лет и даже в совсем кризисные времена, как то после гражданской войны, во время великой отечественной войны, после распада СССР в 91-ом, я не помню, чтобы речь заходила о масштабной ликвидации ВУЗов, наоборот, по моим данным новые ВУЗы создавались. Видимо, всегда находились люди, которые хотели этим заниматься, и вытягивали отрасль из кризисных ситуаций.
В остальном мой резидент абсолютно прав. Сегодня не нужно быть внутри системы образования чтобы понять, что ситуация зашла в тупик. В высшие учебные заведения поступает 90% выпускников школ, не так много из них отсеивается за время обучения, да и при низкой успеваемости всегда можно перейти с бюджетного места на платное. И оттуда уже точно не бывает отчислений, т.к. каждый ВУЗ держится за свою коммерческую клиентуру. Резидент говорит о том, что 40% процентов от всех поступивших – это будущие экономисты и юристы. Это вызвано устоявшимся общественным трендом: большинство молодых людей хотят работать экономистом в нефтегазовом секторе или юристом на Государевой службе. Однако нефтегазовому сектору столько экономистов не нужно, а юрист - чиновник это теперь, очевидно, дворянский титул, передающийся по наследству. Своих полно, дополнительные не нужны. Итог простой – большинство этих молодых людей не работают по специальности. А значит деньги государства, потраченные на их образование, были потрачены впустую. Но мало того, пять-шесть наиболее активных и продуктивных лет молодые люди занимаются делом не нужным, бессмысленным и для себя и для государства. Хотяконечно, я не упомянул, что абитуриенты ВУЗов имеют право на отсрочку от службы в армии, и в этом контексте роль высшего образования в нашем обществе сложно переоценить! Вот только в такой системе, если вспомнить о пользе государству, здравый смысл явно потерян. Дальше откладывать некуда, пришло время проводить реформы.
Кратко о качестве образования. Мягко говоря, качество не очень, приведу типичный случай: ”Я поставил всем ноль, на два не ответил ни один студент, так что при подведении итогов мое мнение не учитывайте”, сказал один из членов Государственной Экзаменационной Комиссии, посреди приема госэкзамена в одном из ВУЗов, и ушел, видимо торопился по неотложным делам. Содержательно,  он был прав, почти все дипломные работы были совсем слабые, общие фразы, в документации целые главы откровенно содраны без изменений прямо из выдачи Яндекса, а главное - у большинства отсутствует понимание предмета, которому ребята обучались пять-шесть лет. Но виноваты ли дети, ведь деградировала, по сути, система, просто этот момент пришелся как раз на время их обучения. Разумеется, дети не виноваты, члены комиссии это прекрасно понимают, поэтому почти всем поставили Три.“Три” сегодня минимальная и наиболее распространенная оценка.
Резидент говорит, что  государству остро нуждается в  “лопатах”, он имеет в виду людей рабочих профессий. Это жаргонное слово появилось довольно давно, еще в конце смутных 90-х. О дефиците рабочих говорит статистика, потребности заводов и строек. Вроде бы существует новый план индустри…модернизации экономики. Или все-таки индустриализации, раз речь идет именно о дефиците рабочих? Как я понял из нескольких бесед, основная идея реформы состоит в том, чтобы направлять максимум молодежи после школ на два-три года работать неквалифицированными рабочими “в обязаловку”, и только после отработки давать возможность поступать в ВУЗы, количество которых будет резко сокращено. Средний конкурс должен составить 3-5 человек на одно место, как было в СССР. Большая часть молодых людей, волей-неволей вынуждено будет остаться в рабочей профессии. Престиж высшего образования должен вырасти, уже, по крайней мере, из-за возникновения конкурса.
При всей кажущейся абсурдности идеи, пожалуй, даже такая жесткая реформа будет лучше, чем дальнейшее полное отсутствие изменений, или дальнейшая закачка денег в, по сути, умерший организм.
Я спросил резидента, как сложится судьба лучших, наиболее талантливых детей: “Мы заберем их в Москву и Питер, как делаем и сейчас, на основании результатов ЕГЭ”, - был предсказуемый ответ. Но количество вопросов только увеличилось, как например, и то, что получив хорошее образование, лучшие ребята в регионы обратно не вернутся, как и то, что высококлассные  высококвалифицированные преподаватели из столиц сюда тоже не поедут, а своих сохранить не удалось. Это может привести к интеллектуальному и даже, скорее всего культурному торможению, например, нашего сибирского региона. Да что говорить, это уже происходит.
Желая создать детям хорошую жизненную перспективу, мы отправляем детей на обучение в Москву, Питер, Англию, Чехию, Германию… Этому явлению в среде родителей десятки примеров как у людей высоко обеспеченных, так теперь уже и со средним доходом. Но вот что главное – наши дети обратно не возвращаются и если отбросить лицемерие, придется признать что большинство детей получивших хорошее образование, скорее всего, продолжат карьеру в столице или за рубежом.
Но мои дети пока еще малы, старшая дочка заканчивает первый класс, неизбежная проблема получения образования за рубежом маячит пока далеко впереди, необходимые деньги, думаю, что найдутся. По этому, решил с нового учебного года предложить свои услуги родному ВУЗу. Собираюсь на общественных началах начать читать пробный курс для будущих программистов. Есть кое-какой опыт и идеи, может быть они пригодятся кому-то из детей. В конце концов, задачи которые решает наша компания, достаточно современны, сложны и востребованы обществом все более и более. Мне бы хотелось, чтобы большее количество молодых людей, будущих программистов, могло получить высшее образование и затем применять полученные знания, работая по специальности. Как это происходит в Японии, где высшее образование становится всеобщим. Может быть, кто-то из успешных предпринимателей тоже захочет поделиться своими идеями, например, в области реального, а не теоретического менеджмента, управления производством и т.д. Это было бы существенной помощью ВУЗам.
Один знакомый, руководитель одного из оборонных предприятий, блестящий руководитель, но слегка в возрасте, на наших совещаниях постоянно заменял слово “автоматизация” словом “механизация”. Мы обсуждали внедрение современной компьютерной системы, пришедшей на смену системы, разработанной в 80-х годах для ЭВМ Единой Серии (ЕС), которая до последнего времени использовалась на заводе. Кроме шуток, это было не так давно, всего несколько лет назад. В мире, в компьютерной технике, в сфере информационных технологий и схемотехнике произошло несколько грандиозных революций, выросли и рухнули компьютерные и программистские империи, а мы по прежнему рассуждаем в терминах механизации: разводных ключей, кувалд, ломов, сеялок, паровозов, чугунных мышц и крепких закопченных лбов. Продукция завода, разумеется, засекречена, и  эта секретность совершенно необходима,  но не для защиты от иностранных разведчиков, а для нас самих, чтобы не дать нам осознать, как же сильно мы отстали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments